ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ЭЛЛИС» 
Под внедрением понимается полный комплекс работ по установке, настройке и адаптации программного
обеспечения к требованиям заказчика вплоть до его сдачи в промышленную эксплуатацию. При этом следует иметь в виду, что
при разработке некоторых программных продуктов «ЭЛЛИС» изначально предполагалось, что их установка и настройка будут
вполне по силам продвинутым пользователям без привлечения специалистов разработчика. В качестве примера можно упомянуть
о специальных версиях программы "Квартплата", предназначенных для ТСЖ и ЖСК. Более того, практика показывает, что любая
из программ «ЭЛЛИС» может быть установлена заказчиком самостоятельно при достаточном уровне подготовки его специалистов.
Возможен и иной путь к решению этого вопроса – компания «ЭЛЛИС» всегда готова при необходимости осуществить внедрение
любого из своих программных продуктов.
Внедрение программного обеспечения «ЭЛЛИС» осуществляется на договорной основе и в зависимости от
масштаба предполагаемых работ, текущего состояния баз данных и каналов связи, готовности аппаратных средств и персонала
заказчика может занимать от двух недель до двух месяцев. Процесс внедрения включает в себя несколько обязательных этапов.
Предпроектное обследование и разработка технического задания
на внедрение
Предпроектное обследование, выполняемое специалистами «ЭЛЛИС», заключается в изучении текущего
состояния объектов автоматизации, существующей технологии обмена информацией, структуры используемых баз данных, а также
в оценке объема предполагаемых работ по внедрению программного обеспечения. Целью предпроектного обследования является
выдача заказчику рекомендаций по разработке технического задания на внедрение.
В задании должны быть максимально подробно и четко прописаны требования заказчика к новому программному
обеспечению, в том числе алгоритмы расчетов, конфигурация информационной системы, формы выходных документов, порядок и
формат обмена данными со смежными структурами (службы ЖКХ и социальной защиты населения, паспортные службы, банки,
отделения связи, поставщики услуг и пр.), порядок распределения ("расщепления") платежей и другие существенные моменты.
Особое внимание при этом следует уделить описанию конфигурации создаваемой информационной системы, поскольку
именно эта сторона вопроса в существенной степени определяет трудоемкость и стоимость внедрения в целом. Необходимо привести
следующие данные: количество обслуживаемых лицевых счетов и учитываемых услуг, общее количество рабочих мест, их
специализация (кассир, бухгалтер, отдел субсидий и т.д.) и распределение по структурным подразделениям (расчетно-кассовый
центр и его филиалы), вид связи рабочих мест с сервером, формы совершения платежей и перечень служб по их приему
(расчетно-кассовый центр, банки, отделения связи и другие).
От качества составления технического задания в значительной мере зависят точность планирования и общий
уровень организации работ по внедрению. Для упрощения работы компания «ЭЛЛИС» предоставляет заказчику проект технического
задания со своими рекомендациями, а также оказывает методическую помощь при его составлении.
Заключение договора и составление графика выполнения работ
По результатам совместного анализа технического задания заключается договор на внедрение и составляется
график выполнения соответствующих работ с перечнем отдельных ее этапов и указанием дат их начала и окончания. График работ
по внедрению является неотъемлемой частью договора.
Стоимость работ зависит от состава устанавливаемого программного обеспечения, предполагаемого количества и
специализации рабочих мест, в том числе удаленных, состояния и объема имеющихся баз данных и других параметров и
рассчитывается индивидуально для каждого проекта в соответствии с его техническим заданием. В конечном итоге
стоимость определяется исключительно реальными трудозатратами специалистов «ЭЛЛИС», при этом командировочные расходы
подсчитываются по стандартной общероссийской методике.
Предварительная настройка программного обеспечения и конвертация
баз данных
Работы по этому этапу включают в себя разработку программы-конвертора и конвертацию (перенос) имеющихся
баз данных в требуемый формат, предварительную настройку и адаптацию программ к требованиям заказчика (в том числе
подготовку необходимых форм отчетности, настройку системы начислений и модулей импорта-экспорта данных) и изготовление
рабочих копий программ.
Перечисленные работы специалисты «ЭЛЛИС» выполняют самостоятельно на своей производственной базе. В
отдельных случаях по желанию заказчика (закрепленному в договоре) конвертацию текущих баз данных он может взять на себя.
Кроме того, существует возможность формирования архива данных за предшествующий период деятельности заказчика, включая
историю начислений квартплаты и коммунальных услуг и совершения платежей, историю движений по лицевым счетам и личным
карточкам жителей и т.д.
Установка программного обеспечения
На этом этапе осуществляется установка программ на рабочих местах и оборудовании заказчика, подключение и
настройка каналов связи с удаленными терминалами, полная проверка регулировок системы и ее тестовые прогоны во всех рабочих
режимах. Параллельно производится обучение персонала заказчика, как операторов, так и программистов, которые в дальнейшем
смогут самостоятельно производить большинство перенастроек программно-аппаратного комплекса.
По окончании этих работ комплекс передается в опытную эксплуатацию, в ходе которой специалисты «ЭЛЛИС»
продолжают оставаться у заказчика для курирования рабочего процесса. По завершении опытной эксплуатации работы по
договору внедрения считаются выполненными, подписываются акты сдачи-приемки, и система передается в промышленную
эксплуатацию.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ЭЛЛИС» 
Дальнейшее техническое сопровождение программного продукта осуществляется по отдельному договору и
может развиваться по нескольким сценариям в зависимости от достигнутых договоренностей.
При этом учитывается то обстоятельство, что программное обеспечение «ЭЛЛИС» обладает доступной и
весьма гибкой системой настроек. Это позволяет специалистам заказчика самостоятельно его перенастраивать, например, при
разработке новых форм отчетности и модулей импорта-экспорта данных, при пересмотре тарифов на квартплату и коммунальные
услуги, при изменении списка пользователей или перечня расчетных параметров и т.д. Поэтому наиболее распространенный
вариант сопровождения предусматривает только передачу заказчику обновлений, связанных с усовершенствованием программного
обеспечения или с изменениями в нормативно-правовой базе, а также устные консультации специалистов заказчика по работе с
программами.
При необходимости вмешательства специалистов "Эллис" в работу программного комплекса оптимальным средством
достижения этого является создание он-лайн интернет-соединения заказчика с офисом "Эллис". В этом случае специалисты
разработчика получают возможность по согласованию с заказчиком осуществлять удаленное администрирование работой программы,
оперативно вносить изменения в базу данных, систему настроек или программный код.
|